Реставрация, как работа над эксклюзивом предполагает эксклюзивные же методы, с антиквариатом работаем с учетом методик прежних лет. Вроде бы логично. А как же быть с техническим прогрессом? С совершенствованием технологий? Естественно, надо применять. Тут тоже все понятно. Так где же проблема? А вот где. Но с предисловием.
Сегодня для исследования техсостояния автомобиля в целом и отдельных узлов существуют умные, высокоточные приборы. Изучи инструкцию и применяй. Результат гарантирован. Но какой? Как с ним работать? Для примера возьмем ГРМ – клапанный зазор. Детали с выработкой.
Действуем по инструкции. По щупу выставляем норму – д1. Истинный зазор получается больше – д2, поскольку щуп учесть износ не может. Нужны другие методы, инструменты и, главное, понимание машины, т.к. при реставрации буквальное следование инструкции зачастую не помогает. Применение новых технологий без адаптации не возможно и никакой сканер, как его не подключай, ситуацию не прояснит. Рассчитываю, что с приведенным примером будет понятна цель этой статьи – рассмотреть возможности некоторых диагностических приборов прошлых поколений, не пренебрегая достоинствами.
Правда, увидеть их, а тем более воспользоваться, можно, если потрудиться: кому-то вспомнить, кому-то изучить, кому-то систематизировать имеющуюся информацию. И еще, бывалые скажут, мол не корректно сравнивать щуп и сканер. Правильно, но этот разговор – не закрытое совещание и тема должна быть понятна любому заинтересованному, поэтому сканер – лишь образ современного диагностического комплекса. Позволю лишь общепринятые сокращения, чтобы не перегружать внимание читателей громоздкими официальными названиями.
Итак, прибор для контроля и диагностики состояния ЦПГ «К-19Г» (ф 22,24)1964-го года выпуска (ф23).
Прадедушка аппаратов, показывающих множество скрытых и быстротекущих процессов в двигателе. Сейчас они называются мотор-тестерами. Особенность, а в некоторых обстоятельствах и достоинство – прибор аналоговый (ф26).
Используется принцип регистрации утечек, подаваемого в камеру сгорания воздуха (ф27) через контроль скорости падения давления. Главное не запутаться: требуется-то узнать уровень износа. Привычно и понятно так: подозрительный параметр измеряем; миллиметры, градусы… сравниваем с допуском, делаем выводы.
Это прямые измерения. Но, в том и ценность прибора – по скорости падения давления можно судить о степени износа ЦПГ, не разбирая ДВС (ф212), а при некоторых навыках и наличии стетоскопа можно диагностировать и прогары клапанов, как впускных, так и выпускных, и прогары прокладки ГБЦ с уточнением места дефекта, и разрушения поршневых колец и канавок, да и самой ГБЦ. Для подобной работы надо уверенно ориентироваться в принципах работы ДВС, его конструкции и характерных неисправностях, соответствующих различным условиям эксплуатации. Безусловно, не меньшая подготовка необходима и для работы с современным аппаратом, но в старых автомобилях нет диагностического разъема OBD и забытые приборы нам, любителям ретромашин, могут еще очень и очень помочь.
Иллюстрация: 21-я «Волга» потеряла разгонную динамику, работа двигателя не равномерная, синий выхлоп на переменных режимах, избыточное давление картерных газов. Вроде бы все ясно, классика. Смущал недавно проведенный капитальный ремонт двигателя. Прибор показал износ ЦПГ. При разборке выяснилось: факт ремонта подтвердился, установленные НОВЫЕ детали – все налицо. Упругость поршневых колец отсутствует, признаков перегрева нет. После замены колец на заведомо качественные, машина ожила, отходила обкатку, претензий не вызывает.
Другой – прибор для проверки автомобильного электрооборудования «Э-214» (ф29, ф34)1975-го года выпуска (ф33). Позволяет проверять 12-ти и 24-х вольтовые системы с «минусом на массе». Без промежуточных переподключений контролируются параметры и работоспособность аккумуляторных батарей, стартеров, генераторов постоянного и переменного тока, реле-регуляторов, прерывателей-распределителей, конденсаторов, катушек зажигания, изоляции цепей высокого напряжения. Т.е. при помощи не сложных манипуляций и десятка ключевых характеристик мы можем составить общую картину состояния здоровья автомобильного электричества.
Естественно, возможна проверка и регулировка отдельных узлов из числа перечисленных. Абсолютно ясно, что приборы столь почтенного возраста ориентированы и на автомобили того же поколения. И если промышленный и коммерческий транспорт по естественным причинам обновляется более быстрыми темпами, то личный парк, пока еще не самый современный в большинстве, и, тем более, коллекционные авто, еще очень нуждаются в
такой диагностике.