Давайте вспомним о тюнинге, особо характерном для Советской эпохи 60-х — 80-х. Пусть не смущает, что тогда не было в нашем обиходе такого слова. С высоты сегодняшнего дня, современными словами мы сможем точнее определиться в таком явлении (всемирном!) как автотюнинг, а в частности, еще и за «железным занавесом». Особенность ситуации тех лет заключается в том, что автомобиль в стране Советов стал относительно доступным для обычных граждан.
Однако, зачастую это были автомобили далеко не новые, часто зарубежная техника периода Отечественной войны и даже довоенная. Покупали такой транспорт обычно люди близкие к технике, понимающие ее. Чтобы составить портрет такого владельца, надо учесть и социальный статус, и его материальные возможности и способность восстановить авто самостоятельно или хотя бы, чужими стараниями. Как правило, удачные решения получались у тех, кто делал сам.
При этом жестокие ограничения по комплектации, по доступности запчастей и их инвариантности вынуждали владельцев изыскивать неординарные решения, чтобы обойти препятствия и добиться приемлемых технических показателей от архаичных и ветхих конструкций. В итоге по сараям и огородам создавались автомобили, внешне и документально идентифицируемые как заводские, но фактически это были самоделки. Некоторые удачные конструкции ходят десятилетиями благодаря таланту (не меньше) и настойчивости авторов. Наиболее показательным примером подобного рода мне представляется тюнинг-версия «ФОРД 8» Романа Мельничука.
Начнем с того, что Роману автомобиль достался в плачевном состоянии, что, кстати, достаточно типично для автомобилистов-семидесятников: отечественные в большом дефиците да и то, по разнарядке. А действительность диктует: хочешь ездить? - бери хлам, восстанавливай и если сдюжишь, будешь кататься. А испугаться было чего: кузов гнилой, некомплектный, двигатель, коробка и мосты не родные, дефектовка не возможна, остатки салона истлели. Машина 1942-го года выпуска, эксплуатировалась на государственной службе, значит, мягко говоря — не экономно. Усталость металла и межкристаллитная коррозия не лечатся. С учетом всего, принимается решение оснастить авто «не родными», современными и доступными агрегатами. Очень неплохими показателями в то время (а это был 1979 год) обладал УАЗ-469, который и был выбран в качестве «прививки». А чтобы она состоялась, была предпринята масса переделок в узлах и системах.
КУЗОВ. Устранены очаги ржавчины. Согласовано сопряжение и организовано крепление с рамой. Чтобы не искажалось восприятие, пришлось изменять линию колесных арок, где подрезами, где надставками. Само собой, отрегулированы зазоры навесных деталей. Существенные дефекты поверхностей «выведены» оловом – технологией давней истории, когда не было полиэфирных шпатлевок. Вполне органично встали на двери современные зеркала с обтекателями.
САЛОН. Для интерьера использованы узлы, детали и материалы по принципу доступности и функциональности. Такие качества сегодняшних авто как роскошь или престиж не преследовались – не существенными были. При этом салон получился под стать машинам среднего класса, а где-то и выше. Электростеклоподъемники, так привычные сегодня, в то время ассоциировались лишь с «членовозами». Панели обшиты синтетическими современными на то время материалами с рельефной декоративной строчкой. Учтена совместимость цветов, гигиенические качества, эргономика, пассивная безопасность.
РАМА. Для сопряжения с не родным кузовом рама усиливалась с изменением мест и элементов крепления.
ДВИГАТЕЛЬ. Использован двигатель от УАЗ-469 со всеми возможными регулировками на плавность, равномерность, экономичность. Обеспечена доступность для ремонта и обслуживания.
ТРАНСМИССИЯ повторяет УАЗовскую. Поскольку автомобиль постоянно совершенствуется, то не удивительно, что сейчас на нем диафрагменное сцепление. Отключаемые ступичные муфты переднего моста – удобное и нужное решение, тоже появилось на машине в последующих модернизациях.
ХОДОВАЯ часть тоже УАЗовская, но автомобиль-то легковой, потому и рессоры не «на», а под мостами. Применены облегченные колесные диски из алюминиевого сплава. Резина тоже легковая. Телескопические амортизаторы двухстороннего действия сегодня обычная комплектация. В тормозное управление введен импортный гидровакуумный усилитель.
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ вполне современное с 3-хфазным генератором, бесконтактной системой зажигания. Вся светотехника соответствует действующему законодательству. В салоне мультимедиакомплекс.
В итоге появился «тянитолкай» элегантный как «ФОРД» и практичный как УАЗ.
Есть существенный нюанс: приобретался автомобиль в Приморье, в Лесозаводске, начиналось восстановление тоже в Приморье, а потом судьба отправила Романа с семьей работать на Север. Машина доделывалась уже на Чукотке. Сейчас и Роман, и семья, и конечно машина, опять обосновались в Приморье. Сегодня заслуженный автоветеран не тепличная мимоза для стерильных автосалонов, а вполне реальный автомобиль, который круглогодично используется в ежедневных рабочих поездках по городу. Знают машину и за пределами города и края. Роман с «ФОРДом» - непременные участники автомероприятий Владивостока, Приморского края, лауреаты фестиваля «Автоэкзотика ДВ», проводимого в Хабаровске. Есть данные, что именно эта машина использовалась маршалом Василевским в инспекционных поездках по Дальневосточному округу.
Еще один интересный факт из биографии автомобиля – участие в съемках документального фильма о жизни советского актера Георгия Жженова, который вместе со съемочной группой ехал по тем местам, где когда-то шел по этапу – через Приморье на Магадан. Роман Мельничук провез известного актера от Второй речки до Набережной. Во время этой поездки актер рассказал много интересных моментов из своей жизни, а в это время их снимали на кинопленку.
Конечно, в технических характеристиках «ФОРДа» это ничего не меняет, но с машинами – как с людьми, не знакомый человек – одно, а когда человека знаешь и уважаешь – совсем другое отношение. Причастность машины к судьбам замечательных людей, в какой-то мере причастность к судьбе страны, значит к судьбе каждого из нас.