Реставрация общим планом
В самом общем случае реставрация - это восстановление. Применительно к автомобилю общепринятое разделение на музейную и коммерческую так же оправдано, для понимания изначальных целей работы. К примеру зачем музейный (по смыслу - «академический») уровень реставрации для экспоната ГАЗ 51, украшающего площадь перед сельсоветом в каком-то целинном колхозе? Полярный пример — единственный экземпляр конца позапрошлого века, определивший мировое автомобилестроение. Конечно же в этом случае воссоздается все — и материалы, и технологии, и многое другое. Цель — максимальное соответствие первоначальному состоянию оригинала.  Из сказанного следует понять и принять — высокая реставрация для исторических святынь с привлечением научных институтов, исследовательских лабораторий, исторических изысканий и т. д.

Другое дело коммерческая реставрация. Именно она делает доступными широким кругам исторические, культурные, технические ценности, именно она несет в народ доброе и вечное - знание. Название «коммерческая» не совсем точно определяет суть. «Коммерческая» это не только и не столько ориентация на прибыль. Название определяет всего лишь применение оптимальных технологий, материалов и некоторых деталей, что не всегда соответствует возрасту исходного образца. Для музейной реставрации это не позволительно. Взаимоотношения этих направлений как в литературе между научной и научно-популярной.

Исходное первое условие: сегодня речь идет о коммерческой реставрации. В силу того, что конкретная реставрационная проблема существует в конкретных обстоятельствах, т.е. количество факторов, комбинаций, а значит и ситуаций бесконечно, рассуждать теоретически о способах решения - маниловщина. Вывод: постижение реставрации возможно только в «реальном бою» и с опытным наставником. Отсюда постулат номер два: самоучитель по реставрации невозможен. А задача данного эссе более, чем скромная – уберечь вновь вступающих на эту многотрудную стезю от классических ошибок и горьких разочарований.

Постулат номер три: соблюдай целесообразную тщательность. Детали наружного орнамента, интерьера салона, зачастую приходится полировать. Красота-а!!! Но не стоит так же обрабатывать болты ходовой части. Картина утрирована для наглядности, хотя похожие примеры имеются. К слову сказать, существуют авто с полировкой и хромированием большинства деталей, и ходовки в том числе. Но это уже совсем другой вид творчества, да и не наше оно, американское (Hot Rod, Street Rod, Lowrider, Lead Sled...).


Постулат номер четыре. Не ленись примерять. Хоть великий Генри и изобрел конвейерную технологию для автомобилей век назад, тем не менее, олдтаймеры не отличаются идеальной взаимозаменяемостью деталей, а если детали еще и ремонтировались, то «разборка-сборка» становится вашим образом жизни и повседневным существованием. Иначе, зазоры не равномерные, поверхности не сопрягаются…, а коллекционная машина готова и покрашена – срам-то какой! На всю вселенную! Да и оскорбление это машине и ее создателям.

Постулат номер пять. Не погоняй время. Реставрация – это, как правило, технологии ручного труда, работа над единственным экземпляром. Отсюда и особенности. Одна из многих: в любом материале при его обработке, сопряжении образуются внутренние напряжения. Проявляются они спустя время. Уровень напряжения, степень деформации спрогнозировать не возможно. Единственный выход – отследить (спустя некоторое время) их и нейтрализовать, чтобы не получилось как в типичном примере: сделан ремонт сваркой проема лобового стекла. Через неделю проем так повело, что стекло треснуло. Вывод: если нашел смелость взяться за реставрацию, найди терпение соблюдать правила, рожденные опытом поколений.

И в заключение постулат номер шесть. Не путай эпохи. Не однажды приходилось наблюдать, как счастливый и гордый реставратор, восседая на своем творении показывает машину, дает интервью, позирует для фото. Среди любопытных обязательно найдется провокатор или плут и купит счастливчика на «слабо». И уязвленный или излишне амбициозный хозяин демонстрируя детище, (часто под «у-лю-лю!») загонит машину на утеху толпе. А дело не в плохой работе. Машины из прошлого века другие. Более степенные, более вежливые. Технократы, конечно, ухмыльнутся, но эти и другие, очеловеченные качества имели абсолютно конкретную конструктивную реализацию в виде длинноходового двигателя, широких фаз газораспределения, низкодобротной (это хорошо) системы выпуска, длинноходной подвески и еще много чего. Это все абсолютно технические термины, с совершенно конкретным смыслом. Вкупе они позволяют характеризовать автомобиль человеческими качествами для не слишком технически подготовленного собеседника. А вывод-то прост: кроме чисто механического восстановления, необходимо уловить, освоить ритм того времени когда рождена машина. Тогда от вашего общения будет только радость.

Это лишь самый общий взгляд на реставрацию. Если кто-то заинтересуется более детально, буду рад поделиться тем, что знаю и умею.
Эксперт  по  культурным  ценностям
в области автомобилей и мотоциклов
Марк  Жибровский

 
< Пред.